НЕОБХОДИМО ВИДЕНИЕ?

Есть два использующихся, но кардинально разных понимания термина «видение» в бизнес-контексте. Первое, общепринятое – это картина будущего компании с довольно высокой степенью детализации на уровне измеримых показателей (доля рынка, количество представительств, уровень дохода, степень лояльности клиентов, статус…). Такое «видение» обычно получают в результате сессий стратегического планирования (спросите меня, почему я считаю их в основном бесполезными). Второе – на первый взгляд сущая «блажь»:  это видение от слова «предвидеть».  Такое видение невозможно создать без понимания природы своей компании и развитого «системного чутья» о том, где границы твоей системы (рынка), в какую над-систему входит твоя система; умения распознавать сигналы перемен.

Каков наш корпоративный миф, на каком рынке я на самом деле работаю; куда меняется экосистема, к каким изменениям в мире это приведет – вот какие вопросы задает себе лидер бизнеса, когда формирует видение второго типа.  Довольно долгое время эти люди похожи на идеалистов, но именно видение дает им и их команде силу пройти через «период-без-результата» в общепринятом смысле.

Бизнес визионера второго типа не только не страдает от перемен, но использует кардинальные изменения системы в свою пользу. Как? В процессе формирования видения вы анализируете тренды, работаете с «чувствами», иррациональным, осознаете свою суть и то, что на уровне сути действительно нужно вашим клиентам.

Например?  Представьте себе автозаправочный бизнес через 50 лет. Чем будут заправлять автомобили будущего? Будут ли вообще в будущем автомобили? Мы пока не знаем. Но компания, сегодня заправляющая автомобили, осознающая себя частью систем более крупного порядка, умеющая видеть дальше и делать выводы на основе «тонких сигналов», более других готова к будущему. Возможно, она даже уйдет в другой бизнес – ведь у нее будет для этого время. Но скорее всего, все равно останется «поставщиком энергии для движения» – и такая цель дает свободу, определенность, смысл существования, силу. (UPD: этот текст писался в 2010 году)

Вы тоже можете сформулировать свое видение первого или второго типа, в ходе бренд-сессии, – сами или с участием ключевых сотрудников.

Татьяна Жданова, директор Brandhouse